Назад

Место метода проектов на уроках информатики и ИКТ

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Поэтому все более остро встает вопрос внедрения метода проектов в образовательный процесс.
В своей работе я систематически использую элементы метода проектов на уроках информатики и ИКТ. Уроки я строю таким образом, чтобы каждый ученик по его завершении мог сказать: «Я это сделал САМ!»
Проблема преподавания предмета «Информатика и ИКТ» состоит в том, что у одних ребят дома есть компьютеры и они уже имеют некоторые навыки работы (причем все на разном уровне) с офисными программами фирмы Microsoft, а другие - имеют доступ к компьютеру только в школе. Одни изучают  программирование самостоятельно, а другие знакомятся с этой темой на уроках.
В связи с этим в начале изучения любой программы проводятся лекционные занятия, на которых я излагаю ее возможности, термины, разбирается пользовательский интерфейс, причем, акцент делается на необходимости и способах приобретения навыков самостоятельно отыскать и освоить незнакомую операцию, которая ему потребуется (например, операцию слияния документов в MS Word). Далее учащиеся переходят к практическому освоению технологии.
По каждому программному средству я разработала комплексы упражнений, в которых кратко изложена теория и разбирается пример выполнения задания. Затем ученику предлагается самостоятельно выполнить подобные упражнения для закрепления навыков. Каждое следующее упражнение использует элементы предыдущего, что позволяет повторять и прочно закреплять способы выполнения тех или иных действий. Это приводит к выработке стабильных навыков получения и обработки различного вида информации. Ученик сам, в зависимости от своей подготовленности, выбирает, с какого упражнения ему начать обучение и выполняет их в том темпе, который ему по силам. На уроках-практикумах мои функции - индивидуальные консультации и управление поисковой работой учащихся.
Задания подбираются так, чтобы они перекликались с изученным материалом по другим предметам.
Если ученик заканчивает изучение темы за меньшее количество часов, чем это предусмотрено планированием, то ему предлагается выполнить проект. Причем тему и форму проекта ученик выбирает сам, в зависимости от своих предметных наклонностей и увлечений, а так же «заказов» учителей-предметников. Например:

За последние годы моими учениками, в сотрудничестве с учителями-предметниками, были разработаны:

Данные электронные учебные пособия используются при проведении уроков.
Такая работа позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои возможности, прививает навыки самообразования (при создании разработок учащиеся используют различную дополнительную литературу, в том числе и из Интернета).
Таким образом, использование метода проектов позволяет «превратить учебу в радость открытия» [2].

Литература

 

Сайт создан в системе uCoz