Место метода проектов на уроках информатики и ИКТ
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Поэтому все более остро встает вопрос внедрения метода проектов в образовательный процесс.
В своей работе я систематически использую элементы метода проектов на уроках информатики и ИКТ. Уроки я строю таким образом, чтобы каждый ученик по его завершении мог сказать: «Я это сделал САМ!»
Проблема преподавания предмета «Информатика и ИКТ» состоит в том, что у одних ребят дома есть компьютеры и они уже имеют некоторые навыки работы (причем все на разном уровне) с офисными программами фирмы Microsoft, а другие - имеют доступ к компьютеру только в школе. Одни изучают программирование самостоятельно, а другие знакомятся с этой темой на уроках.
В связи с этим в начале изучения любой программы проводятся лекционные занятия, на которых я излагаю ее возможности, термины, разбирается пользовательский интерфейс, причем, акцент делается на необходимости и способах приобретения навыков самостоятельно отыскать и освоить незнакомую операцию, которая ему потребуется (например, операцию слияния документов в MS Word). Далее учащиеся переходят к практическому освоению технологии.
По каждому программному средству я разработала комплексы упражнений, в которых кратко изложена теория и разбирается пример выполнения задания. Затем ученику предлагается самостоятельно выполнить подобные упражнения для закрепления навыков. Каждое следующее упражнение использует элементы предыдущего, что позволяет повторять и прочно закреплять способы выполнения тех или иных действий. Это приводит к выработке стабильных навыков получения и обработки различного вида информации. Ученик сам, в зависимости от своей подготовленности, выбирает, с какого упражнения ему начать обучение и выполняет их в том темпе, который ему по силам. На уроках-практикумах мои функции - индивидуальные консультации и управление поисковой работой учащихся.
Задания подбираются так, чтобы они перекликались с изученным материалом по другим предметам.
Если ученик заканчивает изучение темы за меньшее количество часов, чем это предусмотрено планированием, то ему предлагается выполнить проект. Причем тему и форму проекта ученик выбирает сам, в зависимости от своих предметных наклонностей и увлечений, а так же «заказов» учителей-предметников. Например:
- создание обучающей или контролирующей программы по одному из предметов школьного курса;
- создание системной программы;
- создание презентации в поддержку того или иного раздела информатики или другого школьного предмета.
За последние годы моими учениками, в сотрудничестве с учителями-предметниками, были разработаны:
- контролирующая программа «Английские времена»;
- обучающая программа «Глаголы в английском языке»;
- контролирующая программа по теме «Деепричастия»;
- обучающая программа по математике «Графопостроитель»;
- обучающая программа «Неправильные глаголы»;
- системная программа «Блокиратор настроек Windows»;
- презентации и анимационные фильмы по различным предметам.
Данные электронные учебные пособия используются при проведении уроков.
Такая работа позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои возможности, прививает навыки самообразования (при создании разработок учащиеся используют различную дополнительную литературу, в том числе и из Интернета).
Таким образом, использование метода проектов позволяет «превратить учебу в радость открытия» [2].
Литература
- http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Д. Тиффин, Л. Раджасингам. Что такое виртуальное обучение. Москва: "Информатика и образование", 1999.