Вернуться к странице учителя

Интегрированный урок по физике и математике в 9-м классе по теме: «Линейная и квадратичная функции
в физических задачах»

Скачать материалы к уроку (zip-архив 5 Мбайт)

Цели урока:

Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.

Оборудование:

Тема урока:
Линейной и квадратичной функции в физических задачах

Вариант

Тест

Работа у доски

Решение задач

Самос.
работа

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Организационный момент.

Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. Оформление рабочих тетрадей учащимися ( в тетрадях по алгебре).

 

Актуализация опорных знаний и умений  учащихся.

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению свойств линейной и квадратичной функции, видов механического движения.

 

Уч. математики: Прежде чем перейдем к непосредственному решению задач повторим теоретический материал.

  1. Линейная функция ( слайд №4): определение, график.
  2. Квадратичная функция ( слайд №5): определение, график.

 

Уч.физики:
Какие виды движения мы рассматривали на уроке, основная задача механики,  механическое движение, виды движения, скорость, ускорение, путь.( слайд №6)

К И Н О слайд №7

Отвечаем на вопросы на листах самоконтроля ( слайд №8)
1)Это график: 
а) линейной функции?
б) квадратичной функции
2.Эта функция:
а) возрастающая;
б) убывающая.
3.Это график функции, которая задана формулой:
а) y=kx;
б) y=kx+b.
4. Если движение равномерное, то это график зависимости:
а) скорости от времени;
б) координаты от времени.
5. Если это график v (t), то это движение:
а) равноускоренное;
б) равнозамедленное.

Проверка выполняется с помощью экрана ( слайд №.9). Самооценка.

Уч.математики:
Продолжим и выполним еще несколько устных упражнений. ( слайд №10)
а) Дано три уравнения и графики функций. Поставьте в соответствие графику функции уравнение. 
х = 5 – 5t.
x = 2 – 4t.
x = 2 + 4t.

Уч. Физики:

  1.  Какой это вид движения?
  2. Каков физический смысл чисел в первом уравнении?
  3. Что общего в движении этих тел?
  4. Чем они отличаются?

Уч.математики ( слайд №11):.
На доске изображены графики функций.
1.Составьте уравнение функции.

Уч. Физики:
1. Какой вид движения они характеризуют?

И прежде чем перейти непосредственно к решению задач попытаемся сделать некоторые выводы, заполнив соответствующую таблицу, показывающую связь изучаемых понятий.(слайд №12)


 

Таблицу заполняют на интерактивной доске и в тетради (вписывают недостающие формулы). Делают выводы: таким образом, без математического аппарата невозможно решения физических задач.
Физкульминутка ( выполняет ученик) ( слайд №13)

  1. Решение задач

Задача №1. № 245 из учебника ( слайд № 1 )

H=24t-6t2

Задача №5 для сильных учеников ( решают разными способами по парам)

 

 

 

 

 

Задача №2. ( слайд № 15)
Учитель физики:
На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух шаров. Описание: Рисунок1
1)Запишите уравнение движения каждого шара.
2)Какой из шаров и почему двигалось с наибольшей скоростью?
3) Как это можно определить графически?

Задача №3.(слайд №16)
Учитель физики
По данному графику движения велосипедиста

    Задача №4 (слайд №17)
    . Описание: парабола0002.jpg
    Уч. математики:
    По данному графику зависимости высоты мяча над землёй
    от времени полёта  выясните
    1) Сколько метров пролетел мяч за первые 3 с.
    2) Максимальную высоту подъёма.
    3) Время полета мяча.
    4) Через сколько секунд после начала движения мяч окажется на высоте 4 м.

    Задача №5. (сильные ученики решают 2-мя способами: графически и аналитически).(слайд №18)
    От движущегося поезда отцепляется последний вагон. Поезд продолжает двигаться с той же постоянной скоростью. Во сколько раз отличается путь, пройденный поездом, от пути вагона за время, прошедшее от отрыва вагона до полной его остановки ( Ускорение вагона считать постоянным)

    Задача №6 ( домашняя индивидуальная для сильного ученика)
    Из старинной пушки, ствол которой установлен под углом 450 к горизонту, выпущено ядро со скоростью 141 м\с через 20 секунд оно упало на землю.
    а) Найдите проекцию скорости на оси.
    б) Найдите максимальную высоту подъёма.
    в)  Вычислите дальность полёта снаряда.

    Физкультминутка ( проводит учитель физики)

    Проверочная  самостоятельная работа

    Работа выполняется по вариантам.
    Описание: http://festival.1september.ru/articles/411732/img6.gif
    На рисунке изображен график зависимости проекции скорости движения материальной точки от времени. Для каждого участка:
    1. Определите вид движения.
    2. Найдите модуль и направление начальной скорости.
    3. Вычислите проекцию ускорения, определите модуль и направление вектора ускорения.
    4.*Построить график зависимости ах(t).
    5.* Написать уравнение для равноускоренного движения. Построить схематично график функции.
    Проверка осуществляется  учителем.

    1. Презентация «Парабола вокруг нас» - А. Минаева (слайд 319)

     

    Кроссворд  - выполнил Усачев Е.( слайд № 23)

    8. Подведение итогов урока .
    Учитель математики:
    По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока  – итоговую оценку. Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”?  Прошу вас выразить с помощью одной из этих картинок свое настроение и отношение к этому уроку и нарисовать эту « смайлик» в последнюю колонку листа самоконтроля. После проверки сам. работы мы выставим вам итоговую оценку.
    Сегодня вы повторили основные свойства линейной и квадратичной функции, которые применяются при решении задач не только в математике, но и в физике. Мы с учителем физики хотели вам показать, что школьные предметы существуют не изолированно, а в тесной связи между собой.
    Учитель физики:
    Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики. Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется.  Вывод: математика – основа физики.
    “Математические методы становятся не только методами, которые используются в механике, физике, но и общими методами для всей науки в целом”(слайд №22)
    . 8. Домашнее задание  По заданию самостоятельной работы решить «другой» вариант.

     

    Сайт создан в системе uCoz