Вернуться к странице учителя

Урок – обобщение
по теме «Силы в механике»

10 класс     

Скачать материалы к уроку (zip-архив 125 кбайт)

Цель урока: Учащиеся должны обобщить знания по силам в механике. Повторить основные формулы сил. Оценить свои умения применять знания на примерах. Учащиеся должны усвоить силы на уровне примене­ния знаний в новой ситуации; научиться применять знания о силах к объяснению и анализу явлений окружающего мира; систематизировать имеющиеся знания силах и расширить их.
Задачи урока

  1. Образовательные:
  2. Выявить уровень усвоения понятий, определений, законов, формул и умения применять их как в знакомых ситуациях, так и в не описанных в учебнике. Проконтролировать уровень усвоения основных положений  динамики.
  3. Знакомить учащихся с приемами систематизации и обобщения знаний при работе с научно-популярной литературой, показать возможности ее использования для совершенствования знаний. Научить работать самостоятельно с текстом учебника  создавать презентации по темам, расширить кругозор.
  4. Воспитательные:
  5. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира, развить коммуникативные способности в ходе работы в группах.
  6. Развития мышления:
  7. Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Формировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения.

Ход урока.
Вводное слово учителя.
Обобщается и систематизируется материал по силам в механике.
Учащиеся представляют презентации по этим силам.
Самостоятельная групповая работа.

  1. вариант

1.Две силы компенсируют друг друга. Отметьте совокупность условий, которые обязательно должны выполняться.

  1. ·Силы направлены в одну сторону. ·Силы приложены к одному телу. ·Силы приложены к разным телам. ·Силы направлены произвольно.
  2. ·Силы направлены в противоположные стороны.
  3. • Числовые значения сил равны.
  4. ·Числовые значения сил произвольны.

2. Равнодействующая R двух сил F, и F2, приложенных к телу и направленных под углом друг к другу, имеет направление, совпадающее с ………… параллелограмма, построенного так, что векторы F, и F2 являются сторонами этого параллелограмма.
При этом следует выбрать …..      ,идущие из вершины, в которой располагается тело. Модуль равнодействующей силы равен численно длине этой ………… параллелограмма.
3. Примером пластической деформации может служить деформация: ·
Резинового ластика при падении со стола на пол. ·Пружины динамометра при взвешивании груза массой 100 г

  1. • Мембраны звучащего динамика колонки компьютера ·Загибающегося при ударе молотка гвоздя
  2. 4. Поставьте в соответствие реальные системы отсчета и задачи, точность решения которых позволяет считать данную систему отсчета инерциальной
  3. Задачи: Полет космического корабля на Марс; Полет головной части баллистической ракеты к цели;  Определение положения шарика, колеблющегося на нити; Тело отсчета - Земля, оси - направлены из Определение скорости санок при их скатывании с горы.
  4. Системы отсчета: Тело отсчета - камень на поверхности земли, оси направлены по отвесу и перпендикулярны отвесу; Тело отсчета - Солнце, оси - направлены из центра Солнца на не подвижные звезды; Тело отсчета - Земля, оси - направлены из центра Земли на не подвижные звезды.
  5. 5. Смысл 11 закона Ньютона в том, что в инерциальной системе отсчета ·Скорость тела определяет силу воздействия на него других тел ·Ускорение тела определяет силу воздействия на него других тел ·Воздействие на тело других тел определяет его скорость

• Воздействие на тело других тел определяет

  1. 2 ВАРИАНТ
  2. 1. На тело вдоль одной прямой действуют две силы 5Н и 6Н. Модуль равнодействующей этих сил равен
  3.             а) ………………..     Н, если они сонаправлены.
  4.             б) ……….Н, если они направлены в противоположные стороны.
  5. 2. Рассортируйте контактные и дальнодействующие силы.
  6. -Сила притяжения спутника Землей
  7. • Сила реакции Земли на стоящего на ней человека
  8. • Сила натяжения нити, действующая на шарик, притягиваемый землей
  9. • Сила взаимодействия Земли на магнитную стрелку
  10. 3. При увеличении в 2 раза расстояния между двумя точечными телами, притягивающихся по
  11. закону всемирного тяготения, сила их притяжения - • Уменьшится в 4 раза
  12. • Уменьшится в 2 раза
  13.  • Увеличится в 2 раза
  14. • Увеличится в 4 раза
  15. • Не изменится
  16. 4. Движение материальной точки, на которую не действуют другие тела, может быть -Любым, в зависимости от выбора системы отсчета
  17. • Только равномерным и прямолинейным
  18. • Только равномерным по окружности
  19. • Только равноускоренным
  20. 5. Система отсчета, в которой тела (точки), воздействием на которые других тел можно пренебречь
  21. (т.е. изолированные тела), движутся равномерно и прямолинейно (или покоятся), называется
  22. Инерциалыюй
  23. • Изолированной
  24. • Линейной
  25. • Избранной

Проверка знаний:

  1. 1. См. диск «1 С: Образование. Физика 10»
  2. Глава 3. Законы динамики. Обучающее задания к параграфам 3.1-3.3,3.6

2. См. диск «1 С: Образование. Физика 10-11. подготовка к ЕГЭ»

  1. Тема 3. Силы в механике. Справочный блок. Игра «Полёт в космосе»

Подведение итогов.

Сайт создан в системе uCoz